Главное назначение любого аутсорсинга – разгрузить Клиента от выполнения непрофильных задач без ухудшения качества решения этих задач.
Целесообразность аутсорсинга бухгалтерии зависит в первую очередь, от того какие фактические задачи решает подразделение, именуемое бухгалтерия (или бухгалтер). Нецелесообразно передавать на аутсорсинг задачи, требующие постоянного контакта исполнителя с персоналом Клиента- например, фактический учет рабочего времени. В тех случаях, когда главный бухгалтер компании ведет управленческий учет фирмы и посвящен во все нюансы образования прибыли, то такую задачу также нецелесообразно отдавать на аутсорсинг.
Однако ведение бухгалтерского учета, а именно: формирование реестров бухгалтерского учета, составление налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов вполне может быть передано сторонней организации. В России бухгалтерский аутсорсинг распространен пока не очень широко, но в западных странах ведение бухгалтерского учета и заполнение налоговых деклараций специализированной фирмой– явление вполне обычное.
Удачный пример применения бухгалтерского аутсорсинга- когда главное требование Клиента «я об этой налоговой знать ничего не хочу! Я Вам выписал доверенность, остальное - Ваши проблемы».
Плюсы бухгалтерского аутсоросинга
1) В правильно организованной аутсорсинговой компании исполнителя обязательно тесно курирует высококлассный специалист, т.о. вероятность ошибок «по незнанию» близка к нулю. При возникновении у Клиента сложной задачи ее решением занимается весь персонал аутсорсинговой компании, и т.о. к решению автоматически привлекается группа высоких профессионалов(как правило, без дополнитльной платы с Клиента). Таким образом первое преимущество аутсорсинга- в том, что фактически работа исполняется высокопрофессиональными людьми
2) Стоимость бухгалтерского аутсорсинга зависит от объема работы и в общем случае сравнима или меньше Фонда оплаты труда штатных бухгалтеров, выполняющих такую же работу. Таким образом для клиента получается некоторая экономия на налогах с ФОТ , (и, косвенным образом, -НДС ) Также имеет место некая экономия на офисных площадях, занимаемых штатной бухгалтерией, компьютерной и орг –технике, канцелярии
3) Третье преимущество, – многие авторы ставят его на первое место, - в том, что болезнь, беременность увольнение сотрудника не являются головной болью руководства Клиента.
4) Ответственность. Полностью контролировать и проверять работу своего штатного главбуха может далеко не каждый руководитель- нужно очень много времени и серьезные познания, поэтому обычно контроль состоит в том, что «наш бухгалтер нам предан, знающ, и, наверное, нас не подведет». Однако, при ошибке штатного бухгалтера расплачивается собственник, а бухгалтера можно поругать депремировать и, наконец, уволить. Ни одно из этих «радикальны» действий не вернет фирме деньги. Наоборот, правильно составленный контракт с фирмой-аутсорсером предполагает ответственность Исполнителя за ущерб, нанесенный им Клиенту. Для обеспечения своей ответственности перед Клbентами ООО «Литторина» застраховала свою профессиональную ответственность>>>
Минусы бухгалтерского аутсорсинга
1) Многие руководители предполагают, что при возникновении сложной ситуации (например при неадекватном любопытстве проверяющих, или необходимости срочно подготовить документы для банка по необычным формам и проч.) уговорить-заставить работать сверхурочно штатного главбуха легко, а договориться об увеличении работы с аутсорсинговой компанией – трудно. Это не совсем верно. Аутсорсер весьма дорожит каждым клиентом, а главное, своей репутацией, и по этим причинам вполне способен в кризисных ситуациях работать больше. При этом работать больше будет не только исполнитель, ответственный за Клиента, но, возможно, и другие сотрудники компании-аутсорсера.
2) Второй минус- удлинение во времени документооборота. Как правило, документы от Клиента аутсорсеру доставляет курьер с периодичностью, допустим, 1 раз в неделю. При возникновении неясностей по существу сделок сотрудник аутсорсера задает вопросы менеджменту Клиента, ответы ,возможно, получаются также с запаздыванием, а документы вносящие окончательную ясность попадают к аутсорсеру еще на одну неделю позже. Здесь налицо задержка в документообороте по сравнению со штатной бухгалтерией, этот минус существует объективно и является своего рода «платой» за приведенные выше преимущества. Для сведения этого негативного эффекта к минимуму в нашей Компании широко используются электронные средства связи, а также с менеджерами многих клиентов налажены хорошие «on-line» отношения , что позволяет аутсорсеру принимать решения на основе электронной копии или проекта документа, не дожидаясь получения печатной формы со всеми подписями-печатями.